Главная - Право собственности - Понятие права по аристотелю

Понятие права по аристотелю


Аристотель о государстве и праве (стр. 2 из 3)


Каждая форма имеет, в свою очередь, несколько видов, поскольку возможны различные комбинации формообразующих элементов.

Наилучшей формой правления Аристотель называет политию. В политии правит большинство в интересах обшей пользы.

Все остальные формы представляют собой то или иное отклонение от политии. С другой стороны, сама полития, по Аристотелю, является как бы смешением олигархии и демократии. Этот элемент политии (объединение интересов зажиточных и неимущих, богатства и свободы) имеется в большей части государства, т.

е. вообще характерен для государства как политического общения. Аристотель выделяет такие признаки политии, как: умеренный имущественный ценз на правящие должности; правит большинство; избрание путём голосования; торговцы и ремесленники должны быть лишены политических прав; преобладание среднего класса.

Полития – «средняя» форма государства, и «средний» элемент

Учение о праве и государстве Аристотеля

1. Разработку идеологии полисной землевладельческой знати продолжил великий древнегреческий философ Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.). Философские воззрения мыслителя сформировались в ходе полемики с Платоном.

Аристотель считал, что Платон глубоко заблуждался, допустив существование особого мира идей, или понятий. Такое допущение приводит к удвоению мира, к отрыву сущности от явления. Порвав с наивным платоновским идеализмом, препятствовавшим развитию естественнонаучных знаний, Аристотель приступил к созданию системы идеалистической метафизики.

Согласно его взглядам, каждая вещь состоит из материи и формы. Форма – это сущность предмета, источник его существования как отдельной вещи, его целевое назначение. Материя пассивна и приобретает законченный вид только благодаря форме, благодаря действующей в природе целесообразности.

Изучение природных закономерностей у Аристотеля подменяется телеологией – учением о целесообразном строении мира.

Аристотель о государстве и праве

4 Политико-правовое учение Аристотеля. Классификация формгосударств.

Политая как «средняя» форма государства. Государство (по Аристотелю) — творение природы, продукт естественного развития. Человека Аристотель называл «животным политическим», т.е. общественным. По его утверждению, существует несколько ступеней объединений, которые люди создают последовательно, в своем естественном стремлении к общению.

Первое — семья, состоящая из мужчины, женщины и их детей.

Далее — расширенная семья — несколько поколений кровных родственников с боковыми ветвями.

Полис — высшая форма объединения. Цель полиса — благо граждан. Каковы отличительные признаки полиса- государства? Единство власти и территории — целостность полиса.

Нахождение полиса под властью одного правителя, имеющего одну конституцию.

Политико-правовая теория Аристотеля

Одним из правильных видов государственного устройства является царская власть – монархия.

Распространение власти в полисе на свободных и равных граждан. Рабовладение (по Аристотелю) было естественным и неизбежным.

Существует несколько видов монархий: пожизненная стратегия, которая бывает либо наследственной, либо выборной; эсимнетия, т. е. выборная тирания; варварская монархия; и, наконец, царская власть героических времён, основанная на добровольном подчинении ей граждан, но обладавшая ограниченными полномочиями, а именно: царь был военным предводителем, судьей и ведал религиозным культом.
«Пятым видом царской власти будет тот, когда один человек является неограниченным владыкой над всем, точно так же как управляет общими делами то или иное племя или государство. Такого рода царская власть есть как бы власть домохозяйственная: подобно тому, как власть домохозяина является своего рода царской властью над домом, так точно эта всеобъемлющая царская власть есть в сущности домоправительство над одним или несколькими государствами и племенами».

Рекомендуем прочесть:  Доплаты учителям с 2021 года за егэ

Аристотель

Дальнейшее развитие и углубление античной политико-правовой мысли после Платона связано с именем его ученика и критика — Аристотеля (384-322 гг.

до н.э). В основе философско-правовых взглядов Аристотеля лежат вопросы согласования деятельности человека и государства. Человек, по его мнению, наделен особой «политической» природой, и рассматривается как «политическое животное», т.е.

существо, живущее в социуме. По мнению Аристотеля, цель и смысл человеческого бытия не в поисках наслаждений, а в добродетельном и законопослушном существовании. В своей этике, а также в учении о политике и праве трактует справедливость как некоторую равномерность и различает справедливость распределяющую и справедливость уравнивающую.

Эти понятия выражают содержание естественно-правовых воззрений Аристотеля.

Распределяющая справедливость — это проявление справедливости при распределении всего того (власти, почести, выплат и т.п.), что может быть разделено между членами общества.

Учение Аристотеля о государстве и праве


Довольно часто в курсе истории политологии, философии, а также юридических наук в качестве примера античной мысли рассматривают учение Аристотеля о государстве и праве.

Реферат на эту тему пишет практически каждый студент высшего учебного заведения. Разумеется, если он правовед, политолог или историк философии.

В этой статье мы попробуем вкратце охарактеризовать учение знаменитейшего мыслителя античной эпохи, а также показать, чем оно отличается от теорий его не менее известного оппонента Платона.На всю философскую систему Аристотеля повлияла полемика. Он долго и много спорил с Платоном и учением последнего об «эйдосах».

В своем труде «Политика» известный философ противостоит не только космогоническим и онтологическим теориям своего противника, но и его представлениям об обществе.

Учение Аристотеля о государстве основано на понятиях естественной потребности. С точки зрения знаменитого философа, человек создан для общественной жизни, он является «политическим животным».

Аристотель о праве

Насилие само по себе, по Аристотелю, еще не создает государства и права.

Наряду с этим существенным для его правопонимания положением необходимо отметить и другой принципиальный момент: в ходе критического разбора концепции рабства по закону, согласно которой само насилие создает правовую основу рабства, Аристотель подчеркивает, что закон (как часть политики и явление политическое, соответствующее принципу политической справедливости) не может насилие сделать правом или трактовать силу в качестве источника права.

Такая трактовка соотношения права и насилия направлена в учении Аристотеля на отрицание неполитического (несправедливого и антиправового) использования силы, характерного для деспотизма, где отсутствуют политические (а следовательно, и правовые) формы и отношения.

Право в целом как явление политическое Аристотель на- История философии права.

Под ред. Керимова Д. А. – СПб., Санкт-Петербургский университет МВД России, 1998.

6. Аристотель

 Философия права.

Учебник для вузовНерсесянц Владик Сумбатович Большое внимание рационально-теоретическому анализу права и закона и их социальнополитической характеристике уделено в творчестве Аристотеля (384—322 гг. до и. э.).Аристотель предпринял попытку всесторонней разработки науки о политике, которая включает в себя также учение о праве и законе.Объектами политической науки являются прекрасное и справедливое, но те же объекты в качестве добродетелей изучаются и в этике.

Этика предстает как начало политики, введение к ней.

В «Этике» Аристотель исследует, наряду со специфически этической темой, также и ряд собственно политико-правовых проблем.Соотношение этики и политики отчетливо проявляется при освещении проблемы справедливости. Как приобретенное качество души и черта характера справедливость является величайшей из добродетелей (в соотношении с мужеством, умеренностью, щедростью, великодушием и т.

д.)

Аристотель о государстве и праве (стр.

1 из 3)

План: 1 . Введение 2. Основная часть 2.1. Аристотель о государстве 2.2.

Аристотель о праве 3. Заключение Список используемой литературы Введение Не может быть сомнения в том, что даже чисто теоретические построения античных мыслителей, вроде «Государства» и «Законов» Платона или тех проектов, которые рассматриваются во второй книге «Политики», в большей или меньшей степени связаны с реальной жизнью греческих полисов, что и даёт право современным исследователям использовать названные сочинения как источники для уяснения некоторых сторон бытия этих полисов. Выбранную мной тему исследовали разные учёные, однако следует остановиться только на некоторых из них. Так, Блинников А. К. в своей работе рассмотрел деятельность Аристотеля.

В работе Доватура А. освящены виды государственного устройства по Аристотелю, проблемы права. Целью данного реферата является рассмотрение взглядов Аристотеля на государство и право, выявление основных элементов государства. 2.

Государственно-правовое учение Аристотеля

Аристотель — знаменитый древнегреческий философ (род.

в 384 г. до Р.-Х., ум. в 322 г.) сочинения которого затрагивают все области бытия и познания, в том числе и нравственность, политику, право, и мысль которого оказала сильнейшее влияние на все дальнейшее развитие научных и философских идей. Сын врача и естествоиспытателя Никомаха, он происходит из г. Стагирры в Халкиде, в течение ряда лет является учеником Платона в Афинах, затем воспитателем царя Александра Македонского, потом главой Афинской философской школы перипатетиков.

Аристотель оставил после себя не менее 400 сочинений, по большей части до нас не дошедших — по логике, физике, анатомии, психологии, философии, этике, политике. Из сочинений Аристотель на общественно-политические темы ложны быть указаны: 1) “Этика”, объединяющая три сочинения, из коих наиболее важна так наз. “Этика Накомаха”; 2) “Политика” — в 8 книгах;

Проблема естественного права у Аристотеля (современные подходы и интерпретации) Текст научной статьи по специальности «Философия»

УДК 141.81 А.

В. ГАРНИК ПРОБЛЕМА ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА У АРИСТОТЕЛЯ (СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ И ИНТЕРПРЕТАЦИИ) Статья цосвящена анализу Аристотелевской концепции естественного права и ее интерпретации в современной философии. В последние десятилетия аристотелевская концепция естественного права неизменно находится в центре внимания не только историков политико-правовых учений, но также ведущих современных теоретиков и философов права.

К ней нередко обращаются представители самых разнообразных философско-исследовательских направлений, что особенно характерно для современных философов — герменевтов [1].