Совет Безопасности ООН Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 29 июля 2023; проверки требует 1 правка.
function mfTempOpenSection(id){var block=document.getElementById(«mf-section-«+id);block.className+=» open-block»;block.previousSibling.className+=» open-block»;}У этого термина существуют и другие значения, см. Совет безопасности. Совет Безопасности ООН (англ.
United Nations Security Council, фр. Conseil de sécurité de l’ONU, араб. مجلس أمن الأمم المتحدة, кит.
联合国安全理事会, исп. Consejo de Seguridad de la ONU) — постоянно действующий орган Организации Объединённых Наций, на который, в соответствии со статьёй 24 Устава ООН, возложена главная ответственность за поддержание международного мира и безопасности.
Относится к числу шести «главных органов» ООН. Совет Безопасности ООН Административный центр Нью-Йорк, Нью-Йорк, США Тип организации principal organ of the United Nations[d][1] и юрисдикция Основание Дата основания 1946 Материнская организация Организация Объединённых Наций Дочерние организации United Nations Stabilisation Mission in Haiti[d] un.org/securityco… (англ.)un.org/securityco… (кит.)un.org/securityco… (фр.)un.org/securityco… (ар.)un.org/securityco… (рус.)un.org/securityco… (исп.) Медиафайлы на Викискладе Содержание Состав Основная статья: Список членов Совета Безопасности ООН Диаграмма, представляющая места в Совете Безопасности ООН по каждой из региональных групп.
Африка Азия и Тихоокеанский регион Восточная Европа Латинская Америка и Карибские государства (GRULAC) Западная Европа и прочие страны (WEOG) В состав Совета входят 15 государств-членов — 5 постоянных и 10 непостоянных, избираемых Генеральной Ассамблеей ООН на двухлетний срок по 5 каждый год. Соответствующие поправки в Устав ООН были внесены 17 декабря 1963 года резолюцией ГА ООН 1995 (XVIII) (до этого в Совет входило лишь 6 непостоянных членов). Согласно указанной резолюции, 10 непостоянных членов Совета Безопасности избираются по географическому принципу, а именно: пять — от государств Африки и Азии; один — от государств Восточной Европы; два — от государств Латинской Америки; два — от государств Западной Европы и других государств[2].Председатели Совета сменяются ежемесячно согласно списку его государств-членов, расположенных по алфавиту английских названий[3].
Постоянные члены Великобритания Великобритания Китай Китай (до 1971 года — Китайская Республика Китайская Республика) Россия Россия (до 1991 года — СССР СССР) США США Франция ФранцияПостоянные члены совбеза ООН имеют «право вето»[4].
Это устройство в значительной мере сохранилось с рузвельтовского плана «четырёх полицейских» (1941), модифицированного включением Франции и добавкой региональной компоненты.
Так, место Китая до 25 октября 1971 года занимала Китайская Республика, с 1949 года контролирующая только Тайвань и некоторые прилегающие к нему острова (Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 2758). Россия является постоянным членом СБ ООН с 24 декабря 1991 года[5] как государство-продолжатель СССР.
Непостоянные члены Непостоянными членами СБ ООН являются: Год Африка Азия Латинская Америка Западная Европаи прочие страны Восточная Европа 2016 Египет Египет Сенегал Сенегал Япония Япония Уругвай Уругвай Украина Украина 2017 Эфиопия Эфиопия Казахстан Казахстан Боливия Боливия Швеция Швеция Италия Италия[6]2018 Кот-д’Ивуар Кот-д’Ивуар Экваториальная Гвинея Экваториальная Гвинея Кувейт Кувейт Перу Перу Нидерланды Нидерланды[7] Польша Польша[8]2023 ЮАР ЮАР Индонезия Индонезия Доминиканская Республика Доминиканская Республика Бельгия Бельгия Германия Германия 2023 В исторической ретроспективе чаще других непостоянными членами СБ избирались: Бразилия, Япония — по 20 лет в качестве члена СБ; Аргентина — 18; Индия, Колумбия, Пакистан — по 14; Италия, Канада — по 12.После окончания «холодной войны» и масштабных территориальных изменений в Европе в 1991—1992 эта статистика выглядит так: Япония — 11; Бразилия — 10; Аргентина — 9; Индия, Италия, Колумбия, Пакистан — по 7; Канада, Нидерланды, Польша — по 6; Австралия, Бельгия, Венесуэла, Германия, Египет, Испания, Нигерия, Панама, Перу, Чили — по 5; Дания, Малайзия, Мексика, Новая Зеландия, Норвегия, Румыния, Турция, Украина, Филиппины, Швеция, Югославия — по 4.Более 60 государств — членов ООН никогда не избирались членами СБ. Италия и Нидерланды на выборах 2016 года получили равное число голосов, и поэтому занимают места в СБ в течение 1 года.
Полномочия Совет Безопасности уполномочен
«расследовать любой спор или любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности»
.
Он
«определяет существование любой угрозы миру, любого нарушения мира или акта агрессии и делает рекомендации или решает, какие меры следует предпринять для поддержания или восстановления международного мира и безопасности»
. Совет имеет право применять принудительные меры к государствам, нарушающим международный мир и безопасность, в том числе связанные с применением вооружённой силы. Статья 25 Устава ООН гласит:
«Члены Организации соглашаются, в соответствии с настоящим Уставом, подчиняться решениям Совета Безопасности и выполнять их»
.
Таким образом, решения СБ являются обязательными для всех государств, так как в настоящее время членами ООН являются практически все общепризнанные государства Земного шара. При этом все иные органы ООН могут выносить лишь рекомендательные решения[9][прим. 1]. На практике деятельность СБ по поддержанию мира и безопасности заключается в определении тех или иных санкций против государств-нарушителей (включая военные операции против них); введении миротворческих формирований в зоны конфликта; организации постконфликтного урегулирования, включая введение международной администрации в зоне конфликта.
Форматы совещаний Зал заседаний Совета Безопасности ООН Совет Безопасности работает в следующих форматах совещаний[10]: Заседания Совета Безопасности, открытые и закрытые; Заседания членов Совета Безопасности; Неофициальный диалог; Заседания по «Формуле Аррии».Принятие решений Решения СБ (кроме процедурных) требуют 9 голосов из 15, включая совпадающие голоса всех постоянных членов. Это означает, что каждому из пяти постоянных членов СБ принадлежит право вето в отношении решений Совета, при этом даже воздержание такого государства при голосовании должно рассматриваться как ветирование.
Однако постоянный член Совета может поставить в известность, что его воздержание не должно рассматриваться как препятствие для принятия решения и соответствующий документ должен считаться принятым СБ ООН, если он наберёт достаточное количество голосов «за». Сторона, участвующая в споре, должна воздержаться от голосования[11].
Как правило, решения СБ оформляются в виде резолюций. Исторические решения Совета Безопасности См. Резолюция Совета Безопасности ООНПредложения по реформированию Совета Безопасности Основная статья: Реформа Совета Безопасности ООН В марте 2003 года министр иностранных дел РФ Игорь Иванов заявил, что
«Россия неоднократно подчеркивала, что, как любой живой организм, ООН и её Совет Безопасности нуждается в реформировании в соответствии с теми изменениями, которые в ходе второй половины прошлого века произошли в мире с тем, чтобы отразить реальную расстановку сил в мире и повысить эффективность СБ и ООН в целом»
[12].
15 сентября 2004 занимавший пост Генерального секретаря ООН Кофи Аннан сделал заявление о необходимости реформирования Совета Безопасности ООН. Это привело к настоящей битве за статус постоянных членов Совбеза.
22 сентября 2004, перед началом 59-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН, с совместным заявлением выступили бразильский президент Луиc Игнасиу Лула да Силва, немецкий министр иностранных дел Йошка Фишер, премьер-министр Индии Манмохан Сингх и премьер-министр Японии Дзюнъитиро Коидзуми, отметившие намерение их стран получить постоянное представительство в Совбезе: Япония и Германия — как одни из самых развитых промышленных стран мира и главных спонсоров ООН; Индия — как страна с миллиардным населением, стремительно развивающимися высокими технологиями и ядерным оружием, а Бразилия — как самое крупное государство Латинской Америки. Они также полагают, что структура Совбеза, сложившаяся в 1946 году, безнадёжно устарела, и считают необходимым увеличить число постоянных членов Совета Безопасности, имеющих право вето, для эффективного противостояния новым глобальным угрозам.
Эта группа стран представляет собой так называемую «четвёрку» — G4. Тем временем Индонезия заявила, что она должна быть представлена в Совбезе как самая населённая (230 млн человек) мусульманская страна планеты.
А Италия выступила с предложением предоставить постоянное место всему Евросоюзу с правом передачи полномочий от одного государства ЕС другому.
Кроме того, о своих претензиях заявили и три африканские страны — ЮАР, Египет и Нигерия, собирающиеся представлять в Совбезе свой континент. Эта группа стран представляет собой так называемую «пятерку» — G5. Бразилия, Германия, Индия и Япония уже с середины 1990-х годов настаивают на реформе ООН и расширении Совета Безопасности.
В мае 2005 они предложили Генеральной Ассамблее ООН проект резолюции, увеличивающей число членов Совета безопасности с 15 до 25, а количество стран, заседающих в нём постоянно, — с пяти до 11. Против расширения СБ выступают Китай, США, Россия, Франция и Великобритания (то есть все постоянные члены). Вашингтон в принципе возражает против увеличения числа членов Совбеза[прим.
2], так как это затруднит процесс принятия решений.
9 июня 2005 на рассмотрение Генеральной ассамблеи ООН «четвёркой» внесён скорректированный проект резолюции, по которому новые постоянные члены Совбеза ООН будут лишены права вето на ближайшие 15 лет.
Вопрос расширения СБ ООН был неофициально обсуждён на саммите «большой восьмёрки» 6—8 июля 2005 в Глениглз (Шотландия). Критика Проверить на соответствие критериям взвешенности изложения.Возможно, содержание данной статьи нарушает принцип взвешенного изложения, представляя малозначимые мнения и факты так же, как и более важные, либо уделяет слишком много места описанию какого-то одного аспекта темы в ущерб другим, не менее существенным. Пожалуйста, улучшите её в соответствии с правилами написания статей.
На странице обсуждения должны быть подробности.Основная статья: Право вето в Совете Безопасности ООН Совет безопасности часто подвергается критике из-за права вето его постоянных членов. Любое важное решение, наносящее какой-либо ущерб стране-постоянному члену, может быть заблокировано, что неоднократно имело место. Рекордсменами по применению права вето являются США и Российская Федерация — с 1991 по 2015 год США использовали право вето 14 раз[13], Российская Федерация — 13 раз[14].
В 2015 году международная правозащитная организация Amnesty International призвала пять постоянных членов Совета Безопасности добровольно отказаться от права вето по решениям, касающихся геноцида и массовых убийств мирного населения[15]. При этом глава Amnesty International Салил Шетти (англ.)русск.
заявил, что постоянные члены Совета Безопасности используют право вето для того, чтобы продвигать собственные политические интересы вместо того, чтобы принимать меры по защите гражданского населения в военных конфликтах[16].
Примечания Примечания ↑ Обязательными являются также решения Международного суда ООН, но только для государств, участвующих в споре, и только по данному делу. Обязанность выполнять решение Международного суда по тому делу, в котором государство-член ООН является стороной, возлагается на него Уставом ООН (статья 94).
↑ Однако в начале ноября 2010 г., во время государственного визита в Индию президент США Б. Обама заявил, что
«Вашингтон поддержит заявку Нью-Дели для получения места в Совете Безопасности ООН»
.
«…В ближайшие годы я с нетерпением жду реформирования Совета Безопасности ООН, который включит Индию в качестве постоянного члена»
[1]. Сноски ↑ https://unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000260592 ↑ Резолюция ГА ООН от 17 декабря 1963 года (1285-е заседание) (рус.) (неопр.) ?
(недоступная ссылка — история ). Дата обращения 25 августа 2009. (недоступная ссылка) ↑ Председатель Совета Безопасности ООН ↑ Вето в Совете Безопасности ↑ Члены Совета Безопасности ООН ↑ General Assembly Elects 4 New Non-permanent Members to Security Council, as Western and Others Group Fails to Fill Final Vacancy (неопр.).
United Nations. Дата обращения 9 августа 2016. ↑ Elected to Security Council in Single Round of General Assembly Voting, Italy Says It Will Cede Non-Permanent Seat to Netherlands after 1 Year (неопр.).
United Nations. Дата обращения 9 августа 2016. ↑ Украина больше не член Совета безопасности ООН ↑ Члены Совета Безопасности в 2011 году ↑ Форматы совещаний по вопросам, относящимся к компетенции Совета Безопасности (рус.) // Совет Безопасности: Справочник о методах работы. — United Nations, Department of Public Information, 2011.
— С. 19. — ISBN 9789211370355. ↑ Э. Сатоу Руководство по дипломатической практике. ↑ МИД России | 03/25/2003 | СТЕНОГРАММА ВЫСТУПЛЕНИЙ И ОТВЕТОВ НА ВОПРОСЫ СМИ МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И.
С.ИВАНОВА И Президента Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Е. М. Примакова ↑ Вето в Совете Безопасности — Соединенные Штаты Америки (неопр.).
www.un.org. Дата обращения 2 марта 2016.
↑ Вето в Совете Безопасности — СССР/Российская Федерация (неопр.). www.un.org. Дата обращения 2 марта 2016.
↑ Amnesty International Annual Report 2014/2015 (англ.). Amnesty International. ↑
«Amnesty calls on UN powers to lose veto on genocide votes»
Ссылки .mw-parser-output .ts-Родственные_проекты{width:19em;box-sizing:border-box;margin:0 0 .5em 1em;padding:.4em;background:#f8f9fa;border:1px solid #a2a9b1;font-size:90%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты-header{margin-bottom:.2em;padding:.2em .6em;font-size:110%}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li{display:flex;padding:.2em .6em}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .image{min-width:24px;display:inline-block;margin-right:.4em;flex:none;vertical-align:top;text-align:center}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .image img{vertical-align:middle}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .label{align-self:center}.mw-parser-output .ts-Родственные_проекты ul li .ts-Родственные_проекты{width:auto;margin-left:0;margin-right:0}}В родственных проектах Тексты в Викитеке Медиафайлы на Викискладе Новости в Викиновостях Сайт Совета Безопасности ООН База данных членства в Совете Безопасности с 1946 года Вето в Совете Безопасности ООН Заседания Совета Безопасности ООН и принятые на них решения Резолюции Совета Безопасности Заявления Председателя Совета Безопасности Временные правила процедуры Совета Безопасности Источник — https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=Совет_Безопасности_ООН&oldid=101424231 Последний раз редактировалась 4 августа 2023 в 10:31 Содержание доступно по лицензии CC BY-SA 3.0 (если не указано иное). КонфиденциальностьНастольная версия (RLQ=window.RLQ||[]).push(function(){mw.config.set({«wgPageParseReport»:{«limitreport»:{«cputime»:»2.040″,»walltime»:»3.042″,»ppvisitednodes»:{«value»:10208,»limit»:1000000},»ppgeneratednodes»:{«value»:0,»limit»:1500000},»postexpandincludesize»:{«value»:261460,»limit»:2097152},»templateargumentsize»:{«value»:37780,»limit»:2097152},»expansiondepth»:{«value»:20,»limit»:40},»expensivefunctioncount»:{«value»:31,»limit»:500},»unstrip-depth»:{«value»:0,»limit»:20},»unstrip-size»:{«value»:17505,»limit»:5000000},»entityaccesscount»:{«value»:28,»limit»:400},»timingprofile»:[«100.00% 2683.531 1 -total»,» 62.57% 1679.025 1 Шаблон:Организация»,» 61.30% 1645.116 1 Шаблон:Карточка»,» 34.02% 912.919 16 Шаблон:Wikidata»,» 9.62% 258.128 53 Шаблон:Флагификация»,» 8.40% 225.338 4 Шаблон:Навигационная_таблица»,» 7.49% 200.914 1 Шаблон:Постсоветское_пространство»,» 6.93% 185.861 1 Шаблон:Навигация»,» 4.95% 132.793 2 Шаблон:Примечания»,» 3.74% 100.435 27 Шаблон:Wikidata-link»]},»scribunto»:{«limitreport-timeusage»:{«value»:»1.200″,»limit»:»10.000″},»limitreport-memusage»:{«value»:13192500,»limit»:52428800},»limitreport-logs»:»Loaded datatype commonsMedia of P154 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype commonsMedia of P154 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype time of P576 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype wikibase-item of P159 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype monolingualtext of P6375 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype time of P576 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype wikibase-item of P452 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype wikibase-item of P1056 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype quantity of P2137 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype quantity of P2133 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype quantity of P2139 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype quantity of P3362 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype quantity of P2295 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype quantity of P2226 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype wikibase-item of P749 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype wikibase-item of P355 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\nLoaded datatype time of P576 from wikidata, consider passing datatype argument to formatProperty call or to Wikidata/config\n»,»limitreport-profile»:[[«Scribunto_LuaSandboxCallback::getEntity»,»440″,»32.8″],[«Scribunto_LuaSandboxCallback::getEntityStatements»,»200″,»14.9″],[«Scribunto_LuaSandboxCallback::getAllExpandedArguments»,»140″,»10.4″],[«?»,»100″,»7.5″],[«recursiveClone \u003CmwInit.lua:41\u003E»,»100″,»7.5″],[«Scribunto_LuaSandboxCallback::get»,»60″,»4.5″],[«Scribunto_LuaSandboxCallback::addStatementUsage»,»60″,»4.5″],[«pcall»,»60″,»4.5″],[«Scribunto_LuaSandboxCallback::getSetting»,»40″,»3.0″],[«Scribunto_LuaSandboxCallback::expandTemplate»,»40″,»3.0″],[«[others]»,»100″,»7.5″]]},»cachereport»:{«origin»:»mw1270″,»timestamp»:»20190825070509″,»ttl»:2592000,»transientcontent»:false}}});}); @type»:»Article»,»name»:»\u0421\u043e\u0432\u0435\u0442 \u0411\u0435\u0437\u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438 \u041e\u041e\u041d»,»url»:»https:\/\/ru.wikipedia.org\/wiki\/%D0%A1%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D1%82_%D0%91%D0%B5%D0%B7%D0%BE%D0%BF%D0%B0%D1%81%D0%BD%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8_%D0%9E%D0%9E%D0%9D»,»sameAs»:»http:\/\/www.wikidata.org\/entity\/Q37470″,»mainEntity»:»http:\/\/www.wikidata.org\/entity\/Q37470″,»author»:{«@type»:»Organization»,»name»:»Contributors to Wikimedia projects»},»publisher»:{«@type»:»Organization»,»name»:»\u0424\u043e\u043d\u0434 \u0438\u0437 \u043e\u0440\u0433\u0430\u043d\u043e\u0432 \u041e\u041e\u041d, \u043e\u0442\u0432\u0435\u0447\u0430\u044e\u0449\u0438\u0439 \u0437\u0430 \u043f\u043e\u0434\u0434\u0435\u0440\u0436\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043c\u0435\u0436\u0434\u0443\u043d\u0430\u0440\u043e\u0434\u043d\u043e\u0433\u043e \u043c\u0438\u0440\u0430 \u0438 \u0431\u0435\u0437\u043e\u043f\u0430\u0441\u043d\u043e\u0441\u0442\u0438″}(window.NORLQ=window.NORLQ||[]).push(function(){var ns,i,p,img;ns=document.getElementsByTagName(‘noscript’);for(i=0;i-1){img=document.createElement(‘img’);img.setAttribute(‘src’,p.getAttribute(‘data-src’));img.setAttribute(‘width’,p.getAttribute(‘data-width’));img.setAttribute(‘height’,p.getAttribute(‘data-height’));img.setAttribute(‘alt’,p.getAttribute(‘data-alt’));p.parentNode.replaceChild(img,p);}}}); (RLQ=window.RLQ||[]).push(function(){mw.config.set({«wgBackendResponseTime»:3351,»wgHostname»:»mw1270″});}); (function(w, n) { w[n] = w[n] || []; w[n].push(() => { w.YandexZen.renderWidget({ clid: [‘448’], // идентификатор партнера, должен быть получен в пункте 2 container: ‘.widget-container’, // cелектор элемента или сам элемент, куда надо вставить виджет successCallback: function () { // вызывается при успешной вставке виджета console.log(‘виджет вставлен успешно’); }, failCallback: function () { // вызывается при неуспешной вставке виджета console.log(‘проблема при встаки виджета, отреагируйте на нее’); }, }); }); })(window, ‘yandexZenAsyncCallbacks’); (function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter27445998 = new Ya.Metrika({id:27445998, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true}); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName(«script»)[0], s = d.createElement(«script»), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = «text/javascript»; s.async = true; s.src = (d.location.protocol == «https:» ?
«https:» : «http:») + «//mc.yandex.ru/metrika/watch.js»; if (w.opera == «[object Opera]») { d.addEventListener(«DOMContentLoaded», f, false); } else { f(); } })(document, window, «yandex_metrika_callbacks»); try { var yaCounter39867060 = new Ya.Metrika({ id:39867060, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); } catch(e) { } (function (d, w, c) { (w[c] = w[c] || []).push(function() { try { w.yaCounter28289431 = new Ya.Metrika({ id:28289431, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); } catch(e) { } }); var n = d.getElementsByTagName(«script»)[0], s = d.createElement(«script»), f = function () { n.parentNode.insertBefore(s, n); }; s.type = «text/javascript»; s.async = true; s.src = «https://mc.yandex.ru/metrika/watch.js»; if (w.opera == «[object Opera]») { d.addEventListener(«DOMContentLoaded», f, false); } else { f(); } })(document, window, «yandex_metrika_callbacks»);